«Медленно

  История листается…

  Всё пройдёт,

  А Родина останется.»

                          В.Фирсов

Село Рябчи находится на севере Брянской области. До 60-х годов прошлого века наше село называлось Рябчичи. По данным историка В. Крашенинникова село Рябчичи датируется концом XVII века. Совершенно очевидно, что основное население всегда составляли русские. Многие сёла назывались по именам их основателей. Можно предположить, что Рябчичи основали потомки человека по имени Ряб или Рябко. Формант -ичи - это древняя форма, называющая какой-либо род (радимичи, вятичи).

Название отдельных мест в Рябчах и его окрестностях не такие древние, но тоже напоминают нам о людях, которых уже нет, и о событиях давно минувших дней. Например: Кондрашов лог, Жирин лог, Севырин лог. Слово "лог" на местном диалекте означает овраг. Видимо, вдоль этих оврагов, на дне которых протекают ручьи, жили семьи Кондрашовых, Жириных, Севыриных. Сейчас таких фамилий в селе Рябчи нет.

Возле Рябчей, по дороге к деревне Болотня, самое высокое место называется Пацкин курган. Происхождение этого названия неизвестно.

Через село протекает река Белизна и маленькие речушки Свинка и Хоперенка. По обоим высоким берегам речки Свинка раньше селились люди. Сейчас склоны вдоль Свинки заросли деревьями и кустарником, и только одичавшие яблони, груши, сливы указывают места, где раньше были усадьбы.

Названия старых улиц села говорят сами за себя: Заозеро, Зароща, Большая Деревня, Поповка (здесь находился храм и был дом священника), Киселёвка (эту землю выкупили у помещика Дунаева И.И братья Киселевы). Улицу Киселёвка старожилы иногда называют Кировка - после войны там был колхоз имени Кирова. А Поповку еще называли Гора. На улице Поповка есть место, где мы в детстве очень любили играть. Это прямоугольная площадь, с трех сторон заканчивающаяся почти вертикальными и очень глубокими оврагами. Потом уже мы узнали, что это Городище - археологический памятник зарубинецкой и роменской культур ХI в. Местные жители называют это место Кирпичня. Так как почва там сплошная глина, то её когда-то добывали для изготовления кирпича. Печи для обжига кирпича располагались неподалёку, где теперь выросла берёзовая роща. Там до сих пор можно найти в ямах остатки этих печей.

Скорее всего кирпич использовался для строительства храма, дома священника, надворных построек на его усадьбе. На том месте, где стоял дом, до сих пор из земли выкапываются обгорелые кирпичи и оплавленное стекло - видимо, дом сгорел во время пожара. А вот на развалинах церкви мы в детстве находили много осколков с позолотой, белой и голубой керамики. Находились  и целые тяжёлые изразцы: на внешней стороне - белый кафель, а на внутренней - клеймо изготовителя. На этой фотографии по клейму видно, что изготовлен изразец в городе Пропойске Могилёвской губернии на производстве Гончорова. 

 

Фотография клейма изготовителя на  внутренней стороне изразца из храма в селе Рябчи.
Фотография клейма изготовителя на внутренней стороне изразца из храма в селе Рябчи

25 декабря 2012 года

А вот ещё несколько вещей из прошлого.

Полотенце

Полотенце из домотканого льняного полотна.

Лапти и онучи

Лапти - повседневная обувь крестьян в давние времена. Рядом лежат онучи - портянки, которыми обматывали ногу, прежде,чем обуть лапти. К лаптям сзади прикреплялись длинные оборы (тонкие верёвочки),которые обвивали ногу поверх онуч.

Ложечки.

Ложечки найдены на месте бывшей усадьбы священника.

Горлачи.

Горлачи - так в нашей местности называли глиняные кувшины. В них обычно хранилось молоко.

 

 

 

 19 декабря 2012года

В давние времена на Руси зимой кроме повседневных домашних работ женщины ткали, пряли, вязали. Вяжут, конечно, и сейчас многие. А вот ткать и прясть... Недавно я была в гостях у своей бывшей соседки и увидела, что у неё стоит прялка с куделью из овечьей шерсти. Галина Павловна засмеялась: «Такие длинные зимние дни! Вот и пряду, а потом носки правнукам вяжу!" Прялка ей ещё от родителей в наследство осталась. В пору нашего детства такие прялки  зимой стояли в каждой хате. Ведь тогда носили самовязанные и носки, и варежки. Правда, у нас в деревне  говорили не "варежки", а "вярьги", «вязёнки". А в некоторых домах пряли нитки не только из овечьей шерсти, но и из льна. Подготовка льняной кудели - это был целый технологический процесс! После того, как стебли льна в течение месяца отлежали расстеленные на земле под солнышком и дождиками, их собирали и начинали мять и трепать:) Я хорошо помню льномялки - они у многих во дворах стояли. Это было почти горизонтально уложенное  бревно на ножках. Сверху вдоль выдалбливали паз шириной в ладонь. В него вставляли подогнанный по размеру паза брус. С одной стороны брус крепился в бревне, но так, что его можно было поднимать за ручку на другом конце бруса. Брус делали подлиннее бревна, так, чтобы ручка выступала - чтоб рукой по бревну не попадать. Из твердых, но хрупких стеблей льна после долгой "мялки" и трепания получались блестящие шелковистые на ощупь волокна. Их заготавливали осенью много, чтобы на всю зиму прясть хватило.

 А вот ткацкий станок (стан, как у нас говорили) подготовить к работе было сложно. Самое хитрое дело - "сновать", как я понимаю сделать основу. Это и мне приходилось делать под зорким присмотром соседки тёти Мани. На стене в их доме были забиты деревянные штыри, на которые надо было намотать нитки в строго определённом порядке. Вот я и ходила ("Сновала") туда - сюда с огромным клубком ниток. Потом эти нитки со стены переносились на стан и там закреплялись. Но это уже была работа не для дилетантов. Вытканное полотно измерялось не в метрах , а в "стенах", т.е. сколько раз закрепляли новую основу на стан.

В нашей семье льняное полотно не ткали, а вот дорожки (половики по-нашему) ткали почти каждую зиму. У меня сначала получалось "рыхлое". Мама критиковала меня и говорила, что я тку "резьбины":)

Навеяло воспоминания:)

А это Галина Павловна за работой:

 

И прялка сохранилась, и умение ловко работать на ней не забылось.  Прялка

 

Создать бесплатный сайт с uCoz